Перейти к контенту

Анна Максименко о трансграничных расчетах и регулировании ЦФА в России и мире

Новости > Рынок ЦФА > Материалы II Форума "Цифровые активы: новая экономическая реальность"
Анна Максименко о трансграничных расчетах и регулировании ЦФА в России и в мире
На II Форуме “Цифровые финансы: новая экономическая реальность” Анна Максименко, партнер ККМП, обратила внимание на проблемы в области трансграничных расчетов с использованием ЦФА, а также рассказала о регулировании ЦФА  в России и в мире.

Основные тезисы выступления:

В марте 2024 года были внесены изменения в законодательство о цифровых финансовых активах (ЦФА). Изначально предполагалось, что зарубежный партнер должен регистрироваться в российской информационной системе, а конвертация ЦФА в фиатные валюты должна происходить через российскую банковскую систему. Однако эта конструкция оказалась нерабочей.

В августе были внесены существенные корректировки, значительно улучшившие ситуацию. Появилась возможность обращения иностранных цифровых прав в российских информационных системах. А также российские ЦФА получили возможность обращаться за рубежом.

Новые поправки позволяют российским ЦФА обращаться на зарубежных площадках. Предполагается, что в правилах ОИС будет предусмотрена специфика работы с такими ЦФА.  К тому же, иностранное лицо сможет зарегистрироваться в российской информационной системе в качестве номинального держателя.
Отдельного внимания заслуживает налоговый аспект. Согласно действующему законодательству, операции иностранных участников рынка облагаются налогом на прибыль по ставке 20%. Снижение или отмена такой ставки могло бы существенно улучшить положение российского рынка  ЦФА.

Еще одна проблема связана с оценкой стоимости ЦФА в соответствии с правилами МСФО. Для корректной оценки необходимо ссылаться на публичные площадки, где торгуются эти активы, но российские площадки закрыты для иностранных участников.
 
 
Недавно, ЦБ РФ опубликовал проект указания, которое устанавливает требования к иностранному номинальному держателю. Это может быть иностранный депозитарий, брокер или оператор иностранной информационной системы. ЦФА, зачисляемые на кошелек номинального держателя, будут учитываться отдельно. Номинальный держатель должен будет предоставлять информацию о своих клиентах по запросу. Ознакомиться с проектом

Такой механизм позволяет иностранному номинальному держателю хранить российские ЦФА, в то время как оператор иностранной информационной системы может выпустить стейблкоины с базовым активов в виде этих ЦФА, которые будут обращаться за рубежом. Зарубежный контрагент может получить иностранный стейблкоин и конвертировать его в фиатную валюту в своей юрисдикции, не взаимодействуя с российской банковской системой.
 
Что касаемо трансграничных расчетов  в ЦФА, то необходимо решить ряд вопросов, многие из которых зависят от зарубежного контрагента. Мировое регулирование цифровых прав неоднородно. Существуют юрисдикции, где отсутствует регулирование, но это не всегда означает невозможность их использования в качестве встречного предоставления. Например, в Омане на данном этапе отсутствует регулирование цифровых прав, хотя оно находится на начальной  стадии развития. Несмотря на то, что регулятор обозначил цифровые права как рисковый инструмент, местные юристы считают, что их использование допустимо. Однако возникают сложности при попытке конвертации цифровых прав в фиатную деньги через местные финансовые институты.

Эта проблема характерна не только для Омана, но и для ряда других юрисдикций. Например, в Катаре местные контрагенты могут приобретать цифровые права за рубежом, но запрещено осуществлять какие-либо операции, связанные с цифровыми активами, через финансовые институты Катара. Это означает, что все расчеты должны проводиться за пределами страны, а катарские контрагенты должны структурировать свою деятельность таким образом, чтобы не быть связанными с местной финансовой системой.

Помимо регуляторных аспектов и вопросов конвертации в фиатные деньги, существует ряд других важных моментов. Один из актуальных вопросов для всех юрисдикций, касается применимого валютного регулирования и валютного контроля. Это особенно важно в контексте внешнеторговых контрактов, где валютная выручка является главным элементом.

В некоторых странах, таких как Южная Африка, именно в сфере валютного регулирования возникают проблемы. Резервный банк Южной Африки пока не решил эту проблему, и по правилам валютного контроля такие расчеты не могут быть проведены. В то же время есть юрисдикции, которые допускают принятие цифровых прав в качестве встречного предоставления, но с определенными нюансами. Например, в Таиланде существует свобода договора, позволяющая рассчитываться любым способом, но при превышении определенной суммы могут возникнуть вопросы валютного контроля и таможенные проблемы.

Все эти аспекты требуют тщательного анализа, учитывающего специфику контрагента и конкретной юрисдикции, прежде чем такой инструмент может быть предложен для использования. Кроме регуляторной стороны, существует и контрактная сторона вопроса. Возникают вопросы о том, какому праву должен подчиняться контракт, признающий цифровые права в качестве встречного предоставления, где будут разрешаться споры по такому контракту, и как детально должен быть прописан механизм проведения расчетов.

Стоит отметить, что в России регулирование в этой области существенно улучшилось, и возможности использования цифровых прав расширились. Однако остаются вопросы относительно функционирования валютного контроля на практике, особенно после внесения изменений в закон о валютном регулировании.
Презентацию можно посмотреть здесь
Киселева М; ЦФА.РФ; Сентябрь 2024




БЦ "Сильверстоун"
проезд Серебрякова 14
129343 Москва
Тел. +7 (499) 110 29 23
info@masterplans.ru
Глоток Свежих Денег ®
Назад к содержимому