ЦБ опубликовал проект указания для иностранных держателей ЦФА
Новости > Регуляторы > Новости регуляторов
ЦБ опубликовал проект указания для иностранных держателей ЦФА
Банк России приступил к реализации недавно принятых законодательных изменений в области регулирования цифровых финансовых активов (ЦФА) во внешнеторговой деятельности. В рамках этой инициативы регулятор представил проект указания, устанавливающий требования к иностранным держателям ЦФА.
Согласно проекту, право на хранение ЦФА предоставляется только тем иностранным компаниям, которые по законодательству своей страны имеют право владеть и управлять ценными бумагами и имуществом. Эти компании обязуются предоставлять российским операторам информационных систем (ОИС) подробную информацию о своих клиентах в течение семи рабочих дней после получения запроса.
Требуемая информация включает персональные данные клиентов, такие как ФИО, гражданство, дата рождения, номер удостоверяющего личность документа, а также сведения о количестве и идентификации цифровых активов, принадлежащих клиентам.
Предложенный проект указания соответствует мировой практике обмена информацией для обеспечения процедур комплаенса и KYC в финансовой сфере. Российский регулятор исходит из принципа полного раскрытия информации о клиентах и их активах в ЦФА, что соответствует международными стандартами антиотмывочного законодательства.
Однако, эксперты выделяют ряд проблем в реализации предложенной схемы. Высокие санкционные риски могут отпугнуть иностранные компании, особенно из недружественных юрисдикций, от участия в операциях с российскими ЦФА. Также, отсутствие полноценного вторичного рынка или единой платформы для доступа ко всем первичным предложениям создает дополнительные сложности для иностранных участников. Каждому иностранному лицу придется получать статус иностранного номинального держателя у каждого отдельного ОИС, что существенно усложняет процесс.
Наиболее вероятными кандидатами на роль номинальных держателей ЦФА являются компании из дружественных стран. Посредникам из недружественных стран придется балансировать между санкционной повесткой и расчетами в ЦФА. В таких условиях иностранные компании могут воздержаться от работы через ЦФА и раскрытия информации о своих клиентах и контрагентах, поскольку эта информация является коммерческой тайной, а ее утечка может негативно повлиять на бизнес в условиях санкционного давления.
Предложенный механизм призван создать правовую основу для использования ЦФА в международных расчетах, но его практическая реализация может столкнуться с серьезными препятствиями. Банку России предстоит найти баланс между требованиями прозрачности и комплаенса с одной стороны, и необходимостью создать привлекательные условия для иностранных участников с другой.