КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ Москва 2021 АПРЕЛЬ 2021 ГОДА
Предложения к Концепции просим направлять до 08.06.2021 по адресу cbdc@cbr.ru. При использовании материалов доклада ссылка на Банк России обязательна. 107016, Москва, ул. Неглинная, 12 Официальный сайт Банка России: www.cbr.ru © Центральный банк Российской Федерации, 2021 СОДЕРЖАНИЕ Введение. ...............................................................................................................................2 I. Обратная связь по консультативному докладу Банка России................................3 II. Ключевые преимущества цифрового рубля...............................................................7 III. Выбор модели цифрового рубля. ............................................................................... 8 IV. Модель D – двухуровневая розничная модель цифрового рубля....................... 9 V. Примеры операций с цифровым рублем.................................................................... 11 VI. Технологические подходы к реализации прототипа платформы цифрового рубля............................................................................................................... 20 VII. Подходы к информационной безопасности и конфиденциальности..............23 VIII. Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность. ..........................................................................................25 IX. Защита прав потребителей. .......................................................................................27 X. Регулирование цифрового рубля. ............................................................................ 28 XI. Этапы реализации проекта «Цифровой рубль».................................................... 29 XII. Возможные риски реализации проекта «Цифровой рубль» и меры по их снижению. .................................................................................................. 30
2 Концепция цифрового рубля За последние десятилетия во всем мире и в России произошли значительные изменения в сфере платежного рынка. Растет запрос граждан и бизнеса на повышение скорости, удобства и безопасности платежей и переводов, а также на снижение издержек в финансовой сфере. В ответ на эти запросы и в целях содействия цифровизации финансового рынка Банк России последовательно реализует такие инфраструктурные проекты, как Система быстрых платежей, Единая биометрическая система, Цифровой профиль, платформа «Знай своего клиента». Одновременно с этим развитие цифровой экономики требует бесшовного взаимодействия цифровых сервисов бизнеса и государства, а также дальнейшей цифровизации платежной инфраструктуры. Банк России, как и регуляторы других стран, активно исследует возможность внедрения цифровой национальной валюты – цифрового рубля. Цифровой рубль будет эмитироваться Банком России, он станет третьей формой1 российской национальной валюты и будет использоваться наравне с наличными и безналичными рублями. Наряду со свойствами традиционных наличных и безналичных денег, цифровой рубль будет обладать дополнительными преимуществами, повышающими его привлекательность как платежного средства. Цифровой рубль позволит гражданам и бизнесу иметь доступ к своему цифровому кошельку через любую финансовую организацию, клиентами которой они являются. Также цифровой рубль обеспечит расчеты без доступа к сети Интернет (офлайн-режим). В условиях создания цифровых национальных валют в других странах внедрение цифрового рубля приобретает особую актуальность в качестве фактора обеспечения конкурентоспособности российской экономики за счет снижения ее транзакционных издержек и цифровизации платежных услуг. С целью всестороннего обсуждения подходов к реализации цифрового рубля в октябре 2020 года Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций, в котором предложил респондентам ответить на ключевые вопросы в отношении цифрового рубля. С учетом результатов публичного обсуждения доклада Банк России подготовил Концепцию цифрового рубля (далее – Концепция). Концепция включает описание целевой модели цифрового рубля, анализ влияния введения цифрового рубля на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность, а также этапы реализации прототипа платформы цифрового рубля. 1 Здесь и далее термин «форма денег» используется в экономическом контексте. ВВЕДЕНИЕ
3 Концепция цифрового рубля Публикация доклада для общественных консультаций «Цифровой рубль» (далее – Доклад) вызвала широкий отклик со стороны участников финансового рынка, представителей бизнеса и государства, общества. По состоянию на 01.04.2021 Банк России получил обратную связь от 196 респондентов. Кроме того, был проведен ряд публичных обсуждений Доклада с представителями бизнеса, государственных органов и иными заинтересованными лицами, в том числе на площадках Ассоциации ФинТех, Аналитического центра «Форум» и Ассоциации банков России, а также в Государственной Думе Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Широкое общественное обсуждение показало, что большинство респондентов поддерживают инициативу Банка России по введению цифрового рубля. Участники обсуждения высказали свою позицию по вопросам, предложенным Банком России в рамках Доклада, и представили ряд предложений по развитию подходов к реализации цифрового рубля, которые были учтены при разработке Концепции. Банк России благодарен всем участникам дискуссии за содержательные ответы и конструктивный диалог. По результатам обработки ответов на вопросы, изложенные в рамках Доклада, Банк России представляет позицию респондентов1. 1. Необходимость введения цифрового рубля и его преимущества Большинство респондентов (75%) полагают, что цифровой рубль целесообразно внедрять уже в настоящее время. Необходимость внедрения продиктована, по их мнению, развитием цифровых технологий, позволяющих снизить стоимость и повысить скорость проведения операций, а также общемировой тенденцией по разработке национальных цифровых валют. Среди преимуществ цифрового рубля респонденты отметили: • повышение доступности безналичных платежей; • уменьшение стоимости, ускорение и упрощение проведения транзакций; • повышение конкуренции на финансовом рынке; • гарантируемая Банком России сохранность средств; • возможность совершения расчетов в онлайн- и офлайн-режимах, независимо от операционного дня Банка России и кредитных организаций/финансовых посредников (далее – финансовых организаций); • возможность интеграции с другими цифровыми платформами; • упрощение проведения государственных платежей. При этом 16% респондентов не поддержали введение цифрового рубля, поскольку не усматривают дополнительных преимуществ по сравнению с существующей системой безналичных расчетов. С точки зрения 9% респондентов, введение цифрового рубля целесообразно на последующих этапах. Респонденты также отметили, что цифровой рубль должен обладать такими свойствами, как надежность, простота и удобство использования, возможность совершения операций 24/7/365, повсеместность приема, высокая скорость транзакций, безопасность и высокая степень защиты от мошенничества. По их мнению, при реализации указанных свойств цифровой рубль будет полезен обществу и государству. 1 Часть респондентов ответили не на все вопросы из Доклада. Доля ответов по каждому вопросу считалась от количества респондентов, ответивших на вопрос. I. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПО КОНСУЛЬТАТИВНОМУ ДОКЛАДУ БАНКА РОССИИ
4 Концепция цифрового рубля I. Обратная связь по консультативному докладу Банка России Ряд респондентов, указывая на масштабность проекта и отсутствие аналогов в мировой практике, полагают, что при введении цифрового рубля необходимо предусмотреть тестовый период и поэтапный запуск платформы цифрового рубля. Также респондентами была отмечена необходимость проведения информационной кампании, направленной на повышение осведомленности граждан и бизнеса о цифровых деньгах и методах их использования. Преимущества использования цифрового рубля и его свойства рассмотрены в разделах II и IV. Этапы реализации проекта «Цифровой рубль» представлены в разделе XI. 2. Функциональные возможности цифрового рубля Возможность проведения офлайн-операций, по мнению 88% респондентов, должна быть ключевым свойством цифрового рубля и будет иметь важное значение для востребованности цифрового рубля гражданами и бизнесом, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Респонденты полагают, что этот функционал позволит объединить в цифровом рубле преимущества наличной и безналичной форм расчетов. В отношении возможного установления лимитов на проведение офлайн-операций респондентами были высказаны предложения о внедрении лимитов не ниже установленных для переводов денежных средств без идентификации и о рассмотрении вопроса последующей корректировки лимитов по итогам пилотирования. Касательно времени нахождения цифровых рублей в офлайн-режиме большинство респондентов склоняются к необходимости выработки баланса между ограничением времени с целью противодействия мошенничеству и обеспечением удобства пользователей офлайн-кошельков. Респонденты обратили особое внимание на необходимость предусмотреть механизм восстановления цифровых рублей при утрате мобильного устройства. Также было предложено рассмотреть использование Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы при идентификации пользователя для его регистрации на платформе цифрового рубля и открытия кошелька. Ряд респондентов предложили использование технологий, обеспечивающих возможность проведения офлайн- транзакций между двумя устройствами (например, NFC). За внедрение офлайн-режима на последующих этапах развития цифрового рубля высказались 41% респондентов, поскольку это потребует масштабной проработки технологических и правовых вопросов, а также вопросов противодействия мошенничеству и злоупотреблениям. Участники опроса также отметили целесообразность применения технологии распределенных реестров при реализации цифрового рубля, в том числе для обеспечения возможности использования смарт-контрактов. При этом большинство респондентов подчеркнули, что технологические инновации в первую очередь должны быть проверены на безопасность их применения. Описание офлайн-режима и смарт-контрактов представлено в разделе V. 3. Конкуренция на финансовом рынке По мнению 37% респондентов, введение цифрового рубля окажет существенное влияние на бизнес-модели участников финансового рынка. С появлением цифрового рубля получат развитие новые формы финансовой деятельности, трансформируется модель транзакционного бизнеса, ряд существующих финансовых продуктов и услуг видоизменится (например, продукты, которые могут быть автоматизированы с помощь смарт-контрактов) или не будет востребован в дальнейшем. Введение цифрового рубля, по мнению респондентов, будет содействовать развитию новых форм конкуренции в финансовом секторе, а новые бизнес-модели будут направлены на создание инновационных сервисов и продуктов. Ряд респондентов отмечают, что усиление конкуренции на финансовом рынке положительно отразится на качестве и стоимости предлагаемых клиентам услуг.
5 Концепция цифрового рубля I. Обратная связь по консультативному докладу Банка России 4. Меры по защите прав потребителей С целью обеспечения защиты прав потребителей, пользующихся цифровыми рублями, респондентами было предложено обеспечить открытие кошельков клиентам с применением современных способов аутентификации, а также реализовать эффективные механизмы предотвращения мошенничества и разрешения спорных ситуаций. Отдельным важным направлением, по мнению респондентов, должно стать повышение финансовой и цифровой грамотности населения, в том числе с целью снижения рисков мошенничества с применением социальной инженерии. Одной из вероятных мер по защите прав граждан, полагают респонденты, может стать создание специального контактного центра Банка России по вопросам цифрового рубля и связанным с ним претензионным работам. Описание мер по защите прав потребителей цифрового рубля представлено в разделе IХ. 5. Реализация требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ2, валютного законодательства при обращении цифрового рубля Респонденты поставили эту тему в прямую зависимость от выбранной модели цифрового рубля. В случае выбора одноуровневой модели (модели A и B) респонденты не увидели роли финансовых организаций в реализации процедур ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля. При реализации централизованной модели (модель C) большинство респондентов предложили распределить функционал по исполнению требований в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного законодательства между Банком России и финансовыми организациями. В децентрализованной модели (модель D) мероприятия по выполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и валютного законодательства при совершении операций с цифровыми рублями, по мнению большинства респондентов, должны осуществляться финансовыми организациями. 6. Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность Больше половины респондентов (55%) обратили внимание на возможные риски перетока клиентских средств со счетов кредитных организаций на кошельки в цифровых рублях и, как результат, на снижение ликвидности банковского сектора, а также необходимость учета данного фактора при реализации денежно-кредитной политики. Одновременно с этим участники опроса отметили, что создание новой платежной инфраструктуры цифрового рубля повысит надежность и бесперебойность платежной системы в стране, что станет важным фактором поддержания финансовой стабильности. В отношении введения лимитов на проведение операций в цифровых рублях мнения респондентов разделились. Часть участников высказались в пользу введения ограничений на объем и сумму переводов в цифровых рублях, особенно на первом этапе внедрения цифрового рубля, с целью минимизации рисков мошенничества и оценки влияния цифрового рубля на ликвидность банковского сектора. С точки зрения другой части респондентов, введение лимитов по операциям в цифровых рублях может негативно сказаться на развитии сервисов и продуктов, использующих возможности цифрового рубля и требующих значительных сумм для использования. Вопросы влияния цифрового рубля на денежно-кредитную политику и финансовую стабильность, а также подходы к использованию лимитных механизмов представлены в разделе VIII. 2 Включая процедуры идентификации клиентов.
6 Концепция цифрового рубля I. Обратная связь по консультативному докладу Банка России 7. Модели реализации цифрового рубля Из 196 респондентов в пользу той или иной модели высказались 138, в том числе 84% (116 респондентов) поддержали децентрализованную розничную двухуровневую модель D. По их мнению, данная модель является предпочтительной, поскольку сохраняет существующую модель взаимодействия финансовых организаций и их клиентов. Помимо представленных на обсуждение четырех моделей реализации цифрового рубля, от респондентов поступили отдельные предложения по рассмотрению«модели Е».Согласно предложениям респондентов «модель Е» предполагает множество эмитентов цифрового рубля на уровне кредитных организаций. По результатам проведенных Банком России дополнительных обсуждений со стороны одного из респондентов было уточнено, что «модель Е» предполагает токенизацию безналичных рублей, находящихся в обращении у кредитных организаций. По мнению респондента, в случае признания целесообразности реализации его предложения платформа (платформы) токенизированных безналичных рублей должна иметь возможность взаимодействовать с платформой цифрового рубля. • Токенизированный безналичный рубль (ТБР) не является цифровым рублем. • ТБР в отличие от цифрового рубля не является обязательством Банка России. • Эмитентами ТБР будут кредитные организации. • ТБР является обязательством кредитной организации. В связи с поступившими от отдельных участников рынка предложениями по токенизации безналичных денег Банк России планирует провести обсуждение целесообразности введения токенизированных безналичных рублей с участниками рынка на различных площадках. 8. Конфиденциальность и информационная безопасность По мнению респондентов, конфиденциальность данных на уровне Банка России и финансовых организаций, которую необходимо обеспечить при открытии клиентам кошельков и осуществлении расчетов в цифровых рублях, должна соответствовать текущим стандартам соблюдения банковской тайны. Участники опроса считают важным продолжить проработку вопроса обеспечения конфиденциальности в системах, базирующихся на технологии распределенных реестров. Также респонденты отмечают, что при внедрении цифрового рубля для онлайн-операций актуальными представляются те же риски информационной безопасности, что и для существующих безналичных расчетов. При этом ряд респондентов обратили внимание на вероятность возникновения новых рисков, в частности: • возможность доступа к одному кошельку через различные финансовые организации, обладающие разным уровнем систем кибербезопасности; • отсутствие непосредственного контроля офлайн-платежей снижает возможности выявления и предотвращения мошеннических платежей; • внедрение новой технологии может спровоцировать появление новых видов вредоносных программных продуктов и хакерских атак. Также, по мнению 67% респондентов, актуальными остаются риски мошеннических действий с использованием методов социальной инженерии. Подходы к обеспечению информационной безопасности и конфиденциальности представлены в разделе VII. *** В целом по результатам обсуждения Доклада необходимо отметить два основных вопроса, которые респонденты определили как ключевые направления для отражения в Концепции: • функции финансовых организаций при использовании цифрового рубля; • влияние введения цифрового рубля на ликвидность банковского сектора. Подходы к реализации вышеуказанных направлений представлены в разделах IV и VIII.
7 Концепция цифрового рубля Введение цифрового рубля обеспечивает следующие преимущества для граждан, бизнеса, участников финансового рынка и государства. Для граждан и бизнеса 1. Доступ к кошельку через любую финансовую организацию, в которой обслуживается клиент. Клиент может получить доступ к своему кошельку на платформе цифрового рубля через инфраструктуру любой финансовой организации, в которой у него открыт счет. 2. Снижение затрат на проведение операций. Операции с цифровым рублем будут тарифицироваться по единым правилам1. 3. Повышение доступности финансовых услуг на отдаленных и малонаселенных территориях за счет наличия возможности расчетов между физическими лицами и оплаты товаров и услуг без доступа к сети Интернет (офлайн-режим). 4. Высокий уровень сохранности средств. Цифровой рубль является обязательством Банка России. 5. Расширение линейки инновационных сервисов и продуктов и улучшение условий клиентского обслуживания вследствие усиления конкуренции на финансовом рынке. 6. Повышение уровня безопасности за счет наличия уникальных номеров цифровых рублей, позволяющих отследить их движение и упростить восстановление нарушенных прав владельца в случае их утраты или хищения. Для финансового рынка 1. Повышение конкуренции на финансовом рынке. Возможность доступа клиентов к своим кошелькам через любую финансовую организацию будет способствовать усилению конкуренции между высокотехнологичными сервисами на финансовом рынке. 2. Создание инновационных финансовых сервисов. Применение технологии распределенных реестров позволит участникам рынка создавать и предлагать клиентам новые технологичные сервисы (смарт-контракты, маркирование платежей). 3. Развитие новой платежной инфраструктуры для участников финансового рынка. Для государства 1. Контроль за расходованием бюджетных средств. Платформа цифрового рубля обеспечит гарантированную адресную доставку целевых выплат гражданам и бизнесу. 2. Снижение издержек на администрирование бюджетных платежей. Применение смартконтрактов позволит автоматизировать и значительно упростить процессы администрирования бюджетных средств, повысить их эффективность и минимизировать операционные риски. 3. Потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей. Запуск платформы цифрового рубля может стать первым шагом на пути к повышению эффективности трансграничных платежей и расчетов посредством ее дальнейшей интеграции с аналогичными платформами цифровой валюты центральных банков других стран. 1 Планируется установление тарифов на проведение операций в цифровых рублях на уровне не выше, чем в Системе быстрых платежей. II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ
8 Концепция цифрового рубля В рамках Доклада были предложены к рассмотрению четыре возможные модели реализации цифрового рубля: 1. Оптовая одноуровневая модель (модель А). 2. Розничная одноуровневая модель (модель B). 3. Розничная двухуровневая модель с ролью финансовых организаций как транзитных агентов (модель C). 4. Розничная двухуровневая модель с ролью финансовых организаций как участников расчетов (модель D). Анализ обратной связи по итогам публичного обсуждения Доклада и последующих встреч на различных площадках показал, что подавляющее большинство респондентов (84%) отдали предпочтение двухуровневой розничной модели цифрового рубля (модель D). Остальные модели не нашли широкой поддержки среди участников обсуждения главным образом по следующим причинам: • Модель А – отсутствие у физических и юридических лиц доступа к операциям с цифровым рублем. Модель А не создает преимуществ для граждан, бизнеса и финансовых организаций по сравнению с существующей платежной инфраструктурой. • Модель В – расчеты в цифровых рублях осуществляются Банком России напрямую с клиентами без участия финансовых организаций. Модель В предусматривает, что Банк России берет на себя функцию клиентского обслуживания, включая ведение клиентских счетов и расчетно-кассовое обслуживание, что по сути формирует одноуровневую финансовую систему. • Модель С – финансовые организации выступают только в качестве транзитных агентов, что не позволяет в полной мере использовать инфраструктуру финансовых организаций. Модель С предполагает меньшее вовлечение финансовых организаций в процесс взаимодействия с клиентами. Банк России, как и большинство участников опроса, полагает, что модель D является наиболее целесообразной для дальнейшей реализации. Данная модель предусматривает максимальную доступность цифрового рубля для граждан и бизнеса, а также снижение издержек в экономике за счет оптимизации стоимости расчетов. При этом модель D позволяет в полной мере использовать преимущества сложившейся двухуровневой финансовой системы и задействовать инфраструктуру финансовых организаций для обслуживания клиентов. Модель D предполагает следующее: • Банк России открывает кошельки финансовым организациям и Федеральному казначейству; • финансовые организации открывают кошельки клиентам на платформе цифрового рубля и осуществляют по ним расчеты. Ключевые аспекты Модель А Модель В Модель С Модель D Доступность для граждан и бизнеса Снижение издержек в экономике Использование инфраструктуры финансовых организаций для взаимодействия с клиентами Открытие кошельков и проведение операций финансовыми организациями но платформе цифрового рубля Представленная далее концепция реализации сформирована исходя из выбора двухуровневой розничной модели цифрового рубля (модель D) как целевой. III. ВЫБОР МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ
9 Концепция цифрового рубля Цифровые рубли представляют собой уникальные цифровые коды (токены), находящиеся в цифровых кошельках клиентов на платформе цифрового рубля. Ключевые аспекты реализации модели D: • Эмитентом цифрового рубля является Банк России. • Цифровой рубль – обязательство Банка России1. • Зачисление цифрового рубля осуществляется в результате соответствующего списания безналичных средств в соотношении 1:1. • Банк России открывает кошельки финансовым организациям и Федеральному казначейству, а финансовые организации открывают кошельки клиентам на платформе цифрового рубля. • Клиенту открывается только один кошелек в цифровых рублях. • Кошельки клиентов в цифровых рублях размещаются на платформе цифрового рубля и не отражаются на балансе финансовых организаций. • На размещенные в кошельках цифровые рубли не начисляется процентный доход на остаток. • При банкротстве финансовых организаций средства на кошельке доступны клиенту через любою другую финансовую организацию, где он обслуживается. В целях безопасности проводимых клиентом операций Банк России планирует разработать программный модуль, встраиваемый в мобильное приложение финансовых организаций и обеспечивающий взаимодействие платформы цифрового рубля с клиентом для подтверждения выполнения действий при открытии и пополнении кошелька, переводе средств. Данный механизм гарантирует клиенту проведение операций с цифровым рублем только при наличии подтверждения с его стороны. Также предполагается, что с использованием цифрового рубля клиентам будет обеспечен сервис по осуществлению бесшовных платежей с переводом из цифровых рублей в безналичные и наличные, а также из наличных и безналичных рублей в цифровые. Ролевая модель участников платформы цифрового рубля Модель D представляет собой двухуровневую розничную модель. Первый уровень – Банк России. • Оператор платформы (Банк России): ‒ создает, сопровождает и развивает платформу цифрового рубля; ‒ подключает финансовые организации и Федеральное казначейство к платформе цифрового рубля; ‒ определяет правила осуществления операций на платформе цифрового рубля; ‒ создает и распространяет стандарты для работы с платформой цифрового рубля; ‒ определяет политику обеспечения информационной безопасности и киберустойчивости платформы цифрового рубля. • Эмитент (Банк России): ‒ проводит эмиссию цифровых рублей, обладает собственным эмиссионным онлайнкошельком; 1 Здесь и далее термин «обязательство Банка России» используется в экономическом контексте. IV. МОДЕЛЬ D – ДВУХУРОВНЕВАЯ РОЗНИЧНАЯ МОДЕЛЬ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ
10 Концепция цифрового рубля IV. Модель D – двухуровневая розничная модель цифрового рубля ‒ обеспечивает зачисление и списание цифровых рублей для финансовых организаций и Федерального казначейства; ‒ осуществляет открытие кошельков финансовым организациям и Федеральному казначейству на платформе цифрового рубля. Второй уровень – финансовые организации и Федеральное казначейство. • Финансовая организация: ‒ осуществляет открытие и пополнение кошельков клиентам на платформе цифрового рубля; ‒ осуществляет процедуры, предусмотренные законодательством в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютным законодательством; ‒ проводит проверки электронной подписи клиента, антифрод-проверки, проверку лимитов и реквизитов по операциям; ‒ осуществляет переводы и платежи по поручению клиентов на платформе цифрового рубля. • Федеральное казначейство: ‒ является специальным участником платформы цифрового рубля; ‒ осуществляет операции с кошелька Федерального казначейства в счет обеспечения деятельности бюджетных организаций. На первом этапе к платформе цифрового рубля планируется подключать кредитные организации. Возможность подключения финансовых посредников предполагается обеспечить после установления регулирования допуска и надзора за финансовыми посредниками в платежной сфере. ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО Наличные ₽ Безналичные ₽ Расчеты в цифровых рублях по кошелькам на платформе цифрового рубля Расчеты в цифровых рублях по кошелькам на платформе цифрового рубля осуществляет операции с кошелька Федерального казначейства в счет обеспечения деятельности бюджетных организаций ПЛАТФОРМА ЦИФРОВОГО РУБЛЯ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КЛИЕНТ Кошелек финансовой организации Кошелек клиента Кошелек Федерального казначейства эмиссия цифрового рубля открытие кошельков финансовым организациям и Федеральному казначейству открытие финансовыми организациями кошельков клиентам и проведение расчетов в цифровых рублях на платформе цифрового рубля привлечение и взаимодействие с клиентами открытие и пополнение кошельков клиентам на платформе цифрового рубля процедуры, предусмотренные законодательством в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютным законодательством исполнение поручений на перевод цифровых рублей, поступивших от клиента СХЕМА ДВУХУРОВНЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ Рис. 1
RkJQdWJsaXNoZXIy MjcxODE=