Перейти к контенту
Пропустить меню
Пропустить меню
Пропустить меню

ЦФА VS Облигации

Новости > Рынок ЦФА > Конференции > Материалы I Cbonds Конгресса

Дискуссия ЦФА VS Облигации

Илья Хабаров, директор по развитию ЦФА, Банк Синара

В данном контексте проводится сравнение нового финансового продукта — цифровых финансовых активов, которые в России находятся в активной фазе развития около двух лет, и классических облигаций, присутствующих на рынке уже несколько десятилетий. На данный момент единственный вид цифрового права, который используется в ЦФА, — это денежные требования, реализуемые в формате квазиоблигаций.
 
Если рассматривать ЦФА не только с точки зрения преимуществ для эмитентов и инвесторов, но и с позиции технологических возможностей, становится очевидно, что такие инструменты предоставляют ряд новых опций: применение блокчейна, смарт-контрактов, автоматизация процессов, прозрачность, децентрализация, удобный доступ. Однако на практике реализовано лишь 5–10% этого потенциала. В Федеральном законе "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено пять видов цифровых прав, но активно используется только одно — денежное требование в формате квазиоблигации.
 
Даже при таком ограниченном использовании преимуществ ЦФА, инструмент уже продемонстрировал значимые преимущества для эмитентов. Первое — высокая скорость выхода на рынок капитала: выпуск цифровых финансовых активов на платформе оператора возможен в течение 1-3-х дней, что является уникальным показателем по сравнению с классическими инструментами, где процесс занимает месяцы. Второе преимущество — простота процедуры выпуска. Для ЦФА требуется только эмиссионный документ — решение о выпуске, который представляет собой стандартный документ объёмом около десяти страниц и не требует дополнительных согласований.  Эти два ключевых преимущества приводят к значительному снижению операционных расходов для эмитента. Отсутствует необходимость в получении кредитного рейтинга, подготовке обширной финансовой отчётности и других трудоёмких процедурах, характерных для традиционного рынка облигаций. Третье преимущество ЦФА— сокращение времени выхода на рынок. Эмитент может оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и быстро выпускать новые инструменты, изменяя структуру или параметры долга компании.
 
Для инвесторов преимущества ЦФА зависят от их категории. Крупные и институциональные инвесторы, такие как Банк Синара, получают возможность прямых переговоров с эмитентом и согласования индивидуальных условий выпуска ЦФА. Это включает возможность выкупа мажоритарных долей, установления индивидуальных процентных ставок, согласования параметров выпуска, обеспечения залогом и других условий, которые фиксируются в решении о выпуске.
 
Для розничных инвесторов, которых на российском рынке насчитывается около 300–350 тысяч, ЦФА предоставляют ряд преимуществ:
 
1.Появление новых эмитентов. ЦФА позволяют инвесторам получить доступ к компаниям, которые ранее не выпускали публичные инструменты или не участвовали в размещении облигаций, что расширяет возможности для формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля, а также даёт шанс приобрести инструменты с повышенной доходностью при сопоставимом уровне риска, поскольку дебютные выпуски часто предлагают премию к рынку.
 
2.Упрощённый клиентский путь. Несмотря на то, что поиск и отслеживание новых выпусков ЦФА может быть сложным, после регистрации на платформе, интегрированной с банком или ОИС, инвестор может приобрести актив напрямую со своего текущего или карточного счёта. Этот процесс не требует открытия брокерского или депозитарного счёта, что существенно упрощает процесс инвестирования и делает его доступным для широкой аудитории.
 
3.Возможность инвестировать в новые классы активов и дробить инвестиции. ЦФА позволяют розничным инвесторам приобретать доли в активах, которые ранее были недоступны из-за высокой стоимости, например недвижимость, драгоценные металлы, произведения искусства или даже отдельные квадратные метры жилья.
 
Дополнительно, ЦФА обеспечивают прозрачность сделок, автоматизацию процессов благодаря смарт-контрактам, защиту прав инвесторов через блокчейн и возможность самостоятельного совершения сделок без посредников, что снижает издержки и ускоряет операции.
 
Неявное преимущество ЦФА для частных инвесторов заключается в том, что основная аудитория этого инструмента — вкладчики, привыкшие к депозитным продуктам. ЦФА, по своей структуре и механике, близки к вкладам: инвестор приобретает актив с фиксированной доходностью и заранее известным сроком погашения, при этом отсутствует рыночная стоимость инструмента и волатильность, характерная для облигаций или акций. Такой подход особенно удобен для начинающих инвесторов, которые не готовы к рискам рыночных колебаний и предпочитают гарантированное возвращение вложенных средств и процентов к определённой дате.
 
В отличие от классических облигаций, где стоимость инструмента может меняться на вторичном рынке, ЦФА в текущей конфигурации практически не имеют развитого вторичного рынка. Для многих вкладчиков это становится преимуществом, так как исключается риск потерь из-за рыночной переоценки и обеспечивается простота понимания продукта: вложенные средства возвращаются в полном объёме по окончании срока действия инструмента.
 
На рынке отсутствуют продукты, аналогичные депозитам с возможностью досрочного выхода с пониженной ставкой, однако потенциал для их появления существует. Такой инструмент мог бы стать цифровым аналогом народных облигаций или вкладов, размещаемых через цифровые платформы, что дополнительно повысило бы привлекательность ЦФА для широкой аудитории вкладчиков.
 
В целом, ЦФА интересны инвесторам, переходящим из депозитных продуктов, благодаря простому клиентскому пути, фиксированной доходности, отсутствию рыночной волатильности и гарантии возврата вложенных средств, что делает их удобным и понятным инструментом для частных лиц, не склонных к риску.
 
Большинство инвесторов на рынке ЦФА — это неквалифицированные инвесторы, что подтверждается структурой выпускаемых продуктов. Существующий лимит в 600 тысяч рублей на одного инвестора является существенным ограничением и вызывает множество разночтений относительно его применения: распространяется ли он на год, на одну платформу, на один ЦФА, и возвращается ли лимит после погашения актива в течение года. Такая неопределённость приводит к снижению инвестиционной активности и формированию избыточных опасений у частных лиц.
 
Оптимальным решением представляется отказ от общего лимита в 600 тысяч рублей для неквалифицированных инвесторов и переход к лимитированию по конкретным инструментам. Для высокорискованных ЦФА, имеющих аналоги на традиционном рынке, целесообразно устанавливать индивидуальные ограничения по объёму инвестиций для неквалифицированных инвесторов. Такой подход позволит увеличить ликвидность рынка ЦФА, одновременно ограничив потенциальные потери в случае дефолта.
 
Важным аспектом является не сам факт дефолта, а его влияние на инвестиционный портфель. Технологические возможности ЦФА позволяют инвестору формировать высоко диверсифицированный портфель, распределяя средства по множеству эмитентов даже малыми суммами. Например, при покупке по одной единице каждого из ста ЦФА, даже при возникновении дефолта у части эмитентов, общий риск для портфеля минимален и компенсируется доходностью по остальным инструментам.
 
Лимитирование по инструментам позволит инвестору вкладывать неограниченные суммы в низкорискованные ЦФА (например, обеспеченные золотом или квазидепозитные продукты), но ограничит вложения в высокорискованные активы. Такой механизм способствует формированию культуры диверсификации и снижает вероятность существенных потерь для неподготовленных инвесторов. Отказ от общего лимита и внедрение лимитов по инструментам создадут условия для роста ликвидности, расширения возможностей инвесторов и повышения устойчивости рынка ЦФА, а также позволят более эффективно управлять рисками, связанными с дефолтами отдельных эмитентов.
 
Для оценки перспектив рынка ЦФА на ближайший год ключевым вопросом остаётся формирование ликвидности и создание прозрачной инфраструктуры. На сегодняшний день объём вторичного рынка ЦФА оценивается примерно в 40 млрд рублей, однако этот рынок не обладает необходимой рыночной ценой, поскольку сделки осуществляются в неорганизованном формате, зачастую peer-to-peer, без публичного котирования и формирования справедливой рыночной стоимости.
 
Финансовый менеджмент различает понятия справедливой и рыночной цены. Рыночная цена формируется тогда, когда спрос и предложение сходятся в сделке на организованной площадке, а результат сделки становится ориентиром для всех участников рынка. В текущей конфигурации платформы ОИС заявляют о наличии вторичного рынка, однако в реальности сделки совершаются без прозрачного механизма ценообразования, и их результаты не оказывают влияния на формирование рыночной стоимости актива. Для развития рынка необходима инфраструктура, обеспечивающая прозрачное котирование и публичное формирование цен — биржевая платформа или оператор обмена, который сможет интегрировать различные ОИС и обеспечить единую точку доступа для инвесторов.
 
В перспективе ближайшего года рынок ожидает появления понятных правил, прозрачного интегратора и единой платформы, объединяющей все выпуски ЦФА, что позволит привлечь широкую аудиторию инвесторов, учитывая, что в России насчитывается 34 млн частных инвесторов на Московской бирже и значительный потенциал среди трудоспособного населения. Для реализации этого потенциала необходима консолидация усилий всех участников рынка, выработка единых стандартов и интеграция платформ, что обеспечит дальнейший рост и развитие рынка цифровых финансовых активов.
 

Сергей Рябов, руководитель дирекции ЦФА, Банк ВТБ (ПАО)

Банки, обладая широкой клиентской базой, предоставляют инвесторам доступ к диверсифицированным инвестиционным возможностям. Одним из преимуществ ЦФА для инвестора является их прозрачность и целевое назначение. В отличие от облигаций, которые представляют собой обезличенные инвестиции и не всегда позволяют понять, на какие цели направляются привлечённые средства, ЦФА часто выпускаются под конкретные проекты с чётко обозначенным назначением: строительство объектов, развитие торговых точек, финансирование отдельных товарных партий (например, вина или сельскохозяйственной продукции). Такая структура делает инвестиции более понятными и близкими для инвестора, формируя эффект «инвестиций с человеческим лицом». Инвестор может не только получить доход, но и участвовать в развитии конкретного бизнеса или проекта, который ему знаком и интересен.
 
Что касаемо лимита для неквалифицированных инвесторов, то он был введён в 2021 году как мера предосторожности на этапе становления рынка и для защиты неквалифицированных инвесторов, поскольку не было ясности относительно структуры рисков и поведения новых участников. Сейчас, когда рынок сформировался — на нём работают 15 крупных операторов, прошедших аудиты и допущенных к деятельности— участники рынка и эксперты считают, что эти ограничения устарели и требуют пересмотра или хотя бы тестирования новых подходов. В частности, предлагается разрешить неквалифицированным инвесторам приобретать долговые ЦФА с гарантированным возвратом номинала и фиксированной доходностью без лимита, а для более рискованных инструментов устанавливать индивидуальные ограничения по сумме вложений.

Лоббирование инициатив и продвижение изменений в регулировании, налогообложении, инфраструктуре или защите прав инвесторов ведётся разрозненно, через разные ассоциации, каждая из которых отражает интересы своей отрасли, что снижает эффективность взаимодействия с регулятором и замедляет консолидацию позиций по ключевым вопросам развития рынка. Для решения этой проблемы необходима самоорганизация рынка: создание объединённой ассоциации или формирование устойчивого экспертного сообщества, способного аккумулировать и представлять интересы всех категорий участников — банков, промышленных компаний, операторов платформ, брокеров, институциональных и частных инвесторов. Такая структура могла бы эффективно взаимодействовать с государственными органами и регуляторами, лоббировать законодательные инициативы, проводить экспертизу и вырабатывать единые стандарты рынка.
 
На недавней конференции прозвучали предложения о том, чтобы Банк России установил для банков план по развитию рынка цифровых финансовых активов.  В настоящее время рынок выглядит разрозненным — различные запросы проходят через РСПП, ТПП и другие структуры, что снижает эффективность взаимодействия с регуляторами и замедляет принятие необходимых решений.
 
В 2021 году была создана Ассоциация операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов — первое некоммерческое объединение участников рынка ЦФА в России. Ассоциация взаимодействует с государственными органами, регуляторами, финансовыми и коммерческими организациями, продвигает инициативы по изменению законодательства, участвует в создании и обороте ЦФА, а также поддерживает всех участников рынка. Основная цель — формирование единой системы, обеспечивающей справедливость и целостность рынка ЦФА, а также содействие развитию инфраструктуры и внедрению технологических инноваций.
 
Однако на практике ассоциация пока не объединила всех ключевых игроков рынка: банки, финансовые институты, промышленные группы, брокеры и эмитенты по-прежнему разделены по разным профессиональным объединениям, что препятствует выработке единой позиции по стратегическим вопросам, включая развитие инфраструктуры, стандартизацию процедур, налоговое регулирование и защиту прав инвесторов.
 
Для эффективного продвижения интересов рынка ЦФА необходима консолидация участников — создание единой ассоциации или клуба, где будут представлены все категории игроков: операторы информационных систем, операторы обмена, банки, эмитенты, брокеры, институциональные и частные инвесторы. Такая структура позволит формировать согласованную позицию по ключевым вопросам, вырабатывать стандарты, вести диалог с регуляторами и лоббировать необходимые изменения в законодательстве.
 
В 2025 году ожидаются значительные изменения в регулировании и развитии рынка ЦФА, и формирование единой профессиональной ассоциации может стать одним из ключевых факторов успеха. Консолидация усилий участников рынка ускорит развитие инфраструктуры, расширит круг инвесторов и обеспечит устойчивый рост сектора цифровых финансовых активов.
 
В настоящее время для профессиональных участников финансового рынка существует существенное ограничение: они не могут инвестировать средства клиентов в ЦФА. Например, пенсионные фонды не имеют права направлять пенсионные накопления в ЦФА, несмотря на возможность инвестирования практически во все остальные инструменты. При этом профессиональные участники могут приобретать ЦФА только на собственные средства, что сдерживает развитие рынка и ограничивает его ликвидность. Для масштабного роста рынка, достижения значительных объёмов и повышения ликвидности необходимо разрешить профессиональным участникам инвестировать клиентские средства в ЦФА. Это позволит управляющим компаниям, пенсионным фондам и другим институциональным инвесторам формировать продукты на базе цифровых активов и привлекать массового инвестора без необходимости прямого доступа к платформам операторов информационных систем.
 
В качестве обходного решения используется механизм номинального держателя: депозитарий выступает в роли номинального держателя на платформе ЦФА, заключает договоры с розничными клиентами, аккумулирует средства, приобретает цифровые активы на свою позицию и распределяет доход между клиентами в рамках договора доверительного управления. Такой подход позволяет интегрировать розничных инвесторов в рынок ЦФА, однако не заменяет полноценного прямого доступа управляющих компаний и других профучастников к цифровым активам.
 
Развитие подобных механизмов и снятие ограничений на инвестиции клиентских средств в ЦФА станет стимулом для роста капитализации и ликвидности рынка. Это повысит удобство для клиентов, привыкших работать через управляющие компании, и позволит институциональным инвесторам предлагать новые продукты на базе цифровых активов.
 
В 2024 году наблюдался опережающий рост ставок по депозитам, что создало серьёзную конкуренцию для любых альтернативных финансовых инструментов. При текущих условиях, когда депозитные продукты с государственным страхованием предлагают доходность на уровне 23% годовых, даже самые активные инвесторы склонны выбирать депозиты, поскольку они сочетают высокую ставку с минимальным риском.
 
Для эмитентов ЦФА ситуация осложняется необходимостью учитывать налог на прибыль, который увеличился с 20% до 25%. При средней ставке по депозитам 20% годовых, чтобы сделать ЦФА привлекательным для инвесторов, эмитенту требуется предложить доходность не менее 25% годовых, а с учётом транзакционных расходов и инфраструктурных издержек — порядка 27–28%. Такие ставки уже встречаются на рынке высокодоходных облигаций, а дополнительная премия может довести доходность до 30% годовых. Однако при таком уровне доходности эффективность выпуска ЦФА для эмитента становится сомнительной, поскольку альтернативой может быть привлечение банковского кредита на схожих условиях.
 
В текущих условиях премия по ЦФА не является обязательной составляющей. Основное преимущество инструмента заключается в организационном арбитраже и гибкости: инвестор может выбирать между долгосрочными облигациями с фиксированной ставкой и короткими выпусками ЦФА, которые позволяют не замораживать средства на длительный срок. Несмотря на отсутствие развитого вторичного рынка, короткая дюрация ЦФА и возможность выставить актив по текущей стоимости обеспечивают определённую ликвидность и снижают риск потерь, связанных с дисконтами на рынке облигаций при досрочной продаже.
 
ЦФА не противопоставляются традиционным инструментам — облигациям или депозитам, а органично дополняют финансовый рынок, занимая нишу между кредитными продуктами, депозитами и долговыми ценными бумагами, что способствует формированию более гибкой, диверсифицированной и современной финансовой инфраструктуры, отвечающей актуальным потребностям экономики и инвесторов.

Игорь Кузьмичев, генеральный директор, ЦФА ХАБ

Риски присутствуют на любом финансовом рынке и для любого инструмента, включая ЦФА. Важно отметить, что распространённое мнение о доминировании банков на рынке ЦФА не подтверждается статистикой: объём инвестиций банков в ЦФА составляет не более 40 млрд рублей при общем объёме рынка почти 600 млрд рублей, что свидетельствует о том, что основная ликвидность банков пока не пришла в этот сегмент. На данный момент рынок ЦФА остаётся относительно изолированным от традиционных источников ликвидности, таких как банки и биржевые брокеры.
 
Большинство выпусков ЦФА на российском рынке представляют собой квазидепозитные продукты — это краткосрочные инструменты, зачастую без развитого вторичного обращения и без обязательства обратного выкупа, что сближает их с депозитами, а не с классическими облигациями. Поэтому прямое сравнение с облигациями ограничено: у ЦФА иной профиль риска и ликвидности, а также иная структура доходности.
 
Рынок ЦФА в России крайне молод. Закон о цифровых финансовых активах вступил в силу в начале 2021 года, первый оператор начал работу в 2022 году, а к августу 2023 года число операторов достигло 10, и лишь недавно добавились ещё несколько платформ. Многие из новых операторов пока практически не активны, а сам рынок только начинает формироваться. За последние два года рынок показал кратный рост по объёму и количеству выпусков, однако по сравнению с традиционным рынком облигаций его масштаб остаётся незначительным.
 
Скепсис в отношении рынка ЦФА во многом обусловлен «синдромом завышенных ожиданий»: за короткий срок существования рынка сложно требовать зрелости инфраструктуры, высокой ликвидности и развитой системы защиты инвесторов. Для сравнения, на формирование рынка криптовалют потребовалось более 7–8 лет до появления устойчивой экосистемы и массового признания.
 
С точки зрения рисков для инвесторов, ключевым остаётся риск эмитента: исполнение обязательств зависит от финансового состояния и добросовестности выпускающей компании. Дополнительно присутствуют инфраструктурные и технологические риски, связанные с работой платформ-операторов, а также риски ликвидности из-за фрагментации рынка и ограниченного доступа к вторичному обращению. В отличие от классического рынка, где действует центральный депозитарий и стандартизированные процедуры, в ЦФА каждая платформа функционирует изолированно, что затрудняет оценку рисков и защиту прав инвесторов.
 
Для дальнейшего развития рынка ЦФА необходима стандартизация раскрытия информации, внедрение независимых рейтинговых оценок, развитие единой инфраструктуры и создание условий для свободного перетока ликвидности между платформами. Только при выполнении этих условий рынок сможет реализовать свой потенциал, а риски — быть минимизированы до уровня, сопоставимого с традиционными финансовыми инструментами.
 
На рынке ЦФА действуют четыре ключевых субъекта: регулятор, оператор, инвестор и эмитент. Каждый из них сталкивается со своими рисками, связанными с вероятностью потери ценности, времени, денежных средств или имущества при наступлении неблагоприятных событий. В условиях, когда вероятность наступления риска сложно оценить количественно, используется понятие неопределённости, что особенно актуально для регулирования этого рынка.
 
К примеру, для оператора вход на рынок ЦФА требует значительных инвестиций. Необходимо сформировать квалифицированную техническую команду для разработки и поддержки сложной информационной системы на базе распределённых реестров, создать команду специалистов по финансовым продуктам, обеспечить операционную надёжность и безопасность инфраструктуры в соответствии с требованиями регулятора. Как некредитная финансовая организация, оператор должен организовать юридическую службу, внутренний контроль, финансовый мониторинг и комплаенс, а также подразделение по продажам, способное продвигать новые продукты в малоизвестной для инвесторов оболочке ЦФА. На первоначальном этапе деятельность оператора во многом связана с просветительской работой, а не только с продажами. Инвестиции в инфраструктуру и организацию деятельности достигают сотен миллионов рублей и окупаются длительное время, поскольку основной доход оператора формируется за счёт комиссий с оборота на площадке.
 
Для принятия решения о выходе на рынок оператору необходима уверенность в долгосрочном существовании рынка, что на данный момент обеспечивается поддержкой со стороны регулятора и заинтересованных участников. Важно также сохранение положительных аспектов арбитража, которые делают рынок привлекательным и обеспечивают приток новых участников, а также оперативное устранение негативных аспектов арбитража, чтобы обеспечить приток консервативных участников и снизить барьеры для их входа.
 
В настоящее время обсуждается проект указания о введении обязательного резервирования по цифровым финансовым активам для банков. Это решение негативно скажется на банках, которые рассматривали ЦФА как перспективный инструмент, и, вероятно, приведёт к сокращению их участия или пересмотру подходов к работе с этим инструментом. Для дальнейшего развития рынка требуется более динамичное позитивное регулирование, устранение негативных факторов и оптимизация существующих инструментов.
 
Для регулятора подобные меры также создают риски: отсутствие уверенности у операторов может замедлить развитие рынка и не позволит ему стать драйвером финансового сектора, как предполагалось изначально. Второй значимый риск для регулятора — инфраструктурный. Изначально инфраструктура рынка ЦФА задумывалась как система из двух ключевых участников: оператора обмена и оператора по выпуску. В настоящее время зарегистрировано 15 операторов по выпуску, из которых не все работают, и два оператора обмена, деятельность которых также минимальна. В итоге оператор по выпуску вынужден брать на себя функции, не свойственные ему, особенно если это технологическая компания, а не банк. Это существенно тормозит развитие рынка и требует инфраструктурных изменений.
 
На дискуссиях поднимались вопросы о необходимости оператора обмена, о взаимодействии между операторами и о понятии интероперабельности. Помимо операторов, на рынке присутствуют эмитенты и инвесторы. Для инвесторов основным риском остаётся дефолт эмитента. Добровольные процедуры скоринга, осуществляемые операторами, требуют совершенствования, поскольку законом на операторов не возложена ответственность за оценку надёжности эмитента — инвестор самостоятельно оценивает риски и принимает решения.
 
Причина текущих проблем на рынке цифровых финансовых активов заключается в синдроме завышенных ожиданий. В 2023 году, когда отдельные компании только начинали привлекать инвестиции через ЦФА, объем выпуска составлял несколько десятков миллиардов рублей. За 2024 год рынок продемонстрировал девятикратный рост, однако этот результат во многом обусловлен эффектом низкой базы: в абсолютных величинах рынок по-прежнему остается небольшим.
 
Вторая проблема заключается в том, что рынок ЦФА на данном этапе не является рынком квазиоблигаций, а функционирует как рынок квазидепозитов. Основными эмитентами выступали банки, которые привлекали средства физических лиц для последующего кредитования бизнеса. В результате ликвидность инвесторов направлялась не напрямую в реальный сектор, а через банки, что снижало эффективность финансирования компаний, нуждающихся в развитии.
 
Третья проблема связана с числом инвесторов. Официально зарегистрировано около 300 тысяч физических лиц — пользователей платформ, однако в реальных выпусках за 2024 год приняло участие лишь чуть больше трети из них. Таким образом, рынок остается небольшим по масштабам и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста.

Алексей Лазутин, Генеральный директор, МГКЛ

Компания МГКЛ использует широкий спектр инструментов публичного и непубличного рынка капитала. Начало было положено коммерческими облигациями: было реализовано три выпуска, первый из которых осуществлён без организатора. Процесс выпуска коммерческих облигаций оказался сложным, требующим заключения договоров купли-продажи и сложной процедуры отгрузки. В дальнейшем компания перешла к биржевым облигациям, на данный момент котируется семь выпусков. Также был осуществлён выпуск цифровых финансовых активов, который был полностью размещён в течение четырёх дней с момента принятия решения. В течение года по данному выпуску функционировал вторичный рынок, что позволяло инвесторам входить и выходить из инструмента. Опыт работы с цифровыми финансовыми активами был признан положительным, продукт оказался удобным и эффективным.
 
В процессе выпуска цифровых финансовых активов банк-организатор не в полной мере использовал все технологические возможности. При наличии у банка автоматизированных систем скоринга корпоративных клиентов возможно было бы реализовать функцию автоматического установления лимита по выпуску ЦФА, что позволило бы компаниям оперативно получать финансирование. Однако подобные решения пока не внедрены, в том числе из-за внутренней конкуренции между подразделениями банков.
 
Компания также осуществляла закрытые размещения акций среди ограниченного круга инвесторов, что позволило расширить спектр привлекаемых финансовых инструментов. Цифровые финансовые активы обладают потенциалом для дальнейшего развития в этой области, позволяя проводить различные мероприятия и запускать новые продукты. Процедура выхода на биржу в качестве эмитента IPO для компаний с малой капитализацией остаётся сложной и трудоёмкой, а изменение рыночной конъюнктуры может существенно влиять на результаты размещения.
 
С точки зрения регулирования отмечается наличие сложностей в текущей риторике на рынке капитала, особенно в отношении цифровых финансовых активов. Инновационное и технологичное направление, потенциально способное поддерживать быстрорастущие компании на ранних стадиях развития и обеспечивать их дальнейшую эволюцию на традиционные рынки капитала, в настоящее время подвергается сомнению относительно своей эффективности. Приравнивание процедуры выпуска цифровых финансовых активов к эмиссии облигаций может сделать данный инструмент нецелесообразным для использования.
 

Денис Кондрахин, директор по инвестициям, Самолет Плюс ЦФА

Вопрос о соотношении ЦФА и облигаций выходит за рамки обсуждения только фиксированной доходности. ЦФА — это гибкий инструмент, способный развиваться в различных направлениях, что предусмотрено и законом: возможны различные варианты реализации, однако на практике развивается только сегмент денежных требований. Причина этого — действующий лимит для неквалифицированных инвесторов, который существенно ограничивает развитие ЦФА в таких сферах, как товары и имущество, несмотря на значительный потенциал этих направлений.
 
Для полноценного развития рынка ЦФА лимит необходимо либо отменить, либо существенно изменить его структуру. Одним из решений может стать введение скоринга отдельных выпусков по прозрачным и понятным правилам: продукты с высоким кредитным рейтингом или обеспечением могли бы быть выведены из-под ограничений. Это дало бы стимул для развития ЦФА, обеспеченных недвижимостью, товарами и другими активами, и позволило бы рынку реализовать заложенный потенциал.
 
Цифровые финансовые активы являются новым и пока недостаточно понятным инструментом для инвесторов. По сравнению с облигациями у ЦФА существуют ограничения: практически отсутствует или крайне низкая ликвидность на вторичном рынке, а также действуют различные регуляторные ограничения. В текущих условиях премия за риск должна быть заложена в доходности ЦФА. По мере развития рынка ситуация может измениться.
 
Ключевая тенденция развития рынка ЦФА — активный выход на него крупных и средних банков. Доля банковских эмитентов уже превышает 70% рынка, и среди наиболее активных участников выделяются такие банки, как Альфа-Банк, Сбербанк, ВТБ, ПСБ, Совкомбанк, Газпромбанк и другие. Использование собственных платформ и развитых клиентских баз позволяет банкам обеспечивать дистрибуцию и доступ инвесторов к ЦФА, что существенно расширяет охват рынка и повышает его надежность.
 
Вторая важная задача для дальнейшего развития рынка — создание эффективной инфраструктуры для вторичного обращения ЦФА. В настоящее время в реестре операторов обмена ЦФА зарегистрированы только две площадки — Московская биржа и СПБ Биржа, а объем вторичного рынка оценивается в 2–3 млрд рублей, что крайне мало по сравнению с объемом первичных размещений. Московская биржа уже получила согласие большинства платформ на интеграцию с ней для консолидации ликвидности и создания единой точки входа для сделок с ЦФА. Сбербанк также планирует запуск механизмов вторичного рынка на своей платформе во втором квартале 2025 года.
 
Третья существенная проблема — регуляторные ограничения, в первую очередь лимит в 600 тысяч рублей в год на приобретение ЦФА одним неквалифицированным инвестором через одного оператора, а также ограниченный перечень доступных инструментов для физлиц. Эти барьеры существенно сдерживают приток частных инвесторов и развитие новых сегментов рынка, таких как ЦФА на недвижимость, товары и иные активы.
 
Главные тенденции рынка ЦФА сегодня — рост роли банков, формирование инфраструктуры для вторичного обращения и необходимость снятия регуляторных ограничений для расширения круга инвесторов и продуктовой линейки.
БЦ "Сильверстоун"
проезд Серебрякова 14
129343 Москва
Тел. +7 (499) 110 29 23
info@masterplans.ru
Глоток Свежих Денег ®
Назад к содержимому

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ

Следите за нашими новостями и публикациями в удобном формате

ЦФА в РФ
ЦФА в РФ