6 Основные принципы и этапы внедрения Открытых API на финансовом рынке Тарификация Открытых API Наличие/отсутствие компенсации за передачу данных с согласия клиента является важным вопросом при организации обмена данными с использованием Открытых API, так как она влияет на мотивацию поставщиков данных передавать информацию о своих клиентах сторонней организации. Для потребителя данных эта компенсация войдет в состав издержек, что может повлиять на стоимость продуктов и услуг. В связи с этим необходимо найти правильный баланс при определении тарифной политики, который обеспечит снижение стоимости конечных продуктов и услуг для потребителей и сделает обмен данными выгодным для организаций. Международный опыт показывает, что страны придерживаются разных подходов к монетизации передачи данных: в одних странах взимание тарифов запрещено законодательно (например, в ЕС в отношении платежных услуг), в других юрисдикциях тарифы ограничены на уровне регулирования (Бразилия) либо не регулируются, являясь предметом договорных отношений (Япония, Индия, США)6. 1.3. Участники обмена и перечень данных В рамках Концепции предлагалось реализовать внедрение Открытых API в четырех секторах финансового рынка – банковском, инвестиционном, страховом и микрофинансовом, а также был представлен перечень API для каждого из них. Вместе с тем некоторые респонденты предложили расширить список секторов, для которых использование Открытых API будет обязательным, и, в частности, добавить в него операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов (ОИС ЦФА), и операторов финансовых платформ (ОФП). Одновременно большинство респондентов указали на необходимость расширить перечень открываемых данных. 75% респондентов отметили необходимость расширить перечень API Так, например, респонденты предложили включить в перечень стандартизируемых API инвестиционного сектора возможность получения истории финансовых операций пользователя, а для страховых организаций предусмотреть стандарт по оформлению страховых выплат и отслеживанию урегулирования убытков. Также участники финансового рынка выразили заинтересованность в получении данных от нефинансовых организаций (телекоммуникационных компаний, социальных сетей, поисковых сервисов, компаний розничной торговли, включая электронную коммерцию, и других) с целью анализа поведенческой информации, потребительской статистики, данных для скоринга и так далее. Нефинансовые компании отметили, что хотели бы получать информацию о финансовых продуктах клиентов с помощью Открытых API. 6 O ECD – Shifting from Open Banking to Open Finance.
RkJQdWJsaXNoZXIy MjcxODE=